Наш мир очень многообразен, и мы постоянно взаимодействуем с ним, переживая разные чувства. Смысл в том, что через развитие пяти органов чувств: зрения, вкуса, слуха, обоняния и осязания развиваются и ощущения ребёнка, формируется его эмоциональный мир. Ребёнок учится разделять для себя приятное и неприятное, а это очень важно для того, чтобы в будущем он умел говорить «нет» и «да», «нравится», «не нравится», смог осуществлять выбор. Этот навык также полезен и для построения отношений с другими детьми.
В связи с этим на развитие эмоционального интеллекта (ЭИ) с детьми из группы «Город Науки» было проведено занятие в форме игры на тему: «Коробка воспоминаний» (или «Memory box»). Целью занятия была закрепление и расширение знаний у детей старшего дошкольного возраста об органах чувств, их роли в восприятии человеком окружающего мира.
Задачи были реализованы следующие:
- Продолжить формировать общее представление у детей о понятии «органы чувств человека» (часть тела, вкус, зрение, обоняние, осязание)».
- Развивать тактильные, зрительные, слуховые, вкусовые ощущения у детей.
- Вызвать у детей определенные эмоции и чувства посредством игры при помощи органов чувств.
Суть игры была в том, что в коробку мы положили предметы и вещи, напоминающие детям о детстве, поездках, событиях. Затем дети по очереди (с закрытыми глазами) из коробки доставали различные предметы. К примеру, ракушки, солнечные очки напомнили ребенку про летний отпуск на море, запах мандаринов и еловых веток напомнили весёлый Новый год, шоколадки и конфеты вызвали любимые приятные вкусовые ассоциации, а соска, одежда для малышей (годовалых) напомнили ребятам, в свою очередь, время младшего дошкольного возраста. Большую радость детям также доставили вещи приятные на ощупь (кусочки нежной такни, пёрышки, мягкие игрушки) и, конечно звонкие музыкальные инструменты! Все эти предметы вызывали у детей чувства радости, улыбки, восторг, смех! На данном занятии мы реализовывали работу только с чувством радости детей, но мир эмоций очень богатый и широкий, поэтому в другой раз можно «собрать коробку» интереса, злости, печали, любви и так далее.
Такая своеобразная самопомощь в форме игры, когда нет настроения, охватывает тоска и грусть, является лекарством, позволяющим пережить детям положительные эмоции через воспоминания.
В свою очередь, родителям можно порекомендовать завести также и семейный «Memory box» с детьми дома. Собирая туда совместные воспоминания и «перебирая» их члены семьи могут пережить вместе эмоции радости, а разделенная радость, как известно - радость вдвойне. Это помогает быть ближе друг другу.